Остаться в живых…
Производители нерудных материалов дошли до края
Дарья Балабошина
Отрасль производства нерудных строительных материалов никогда не отличалась высокой рентабельностью — даже в самые благоприятные годы она едва достигала 10-12%. Период с конца 2008 года и по сегодняшний день стал для российских производителей щебня, гравия, песка и минерального порошка настоящим испытанием. Только за прошлый год, по оценкам экспертов, из отрасли выбыло около 30% заводских мощностей (в том числе 15-20% предприятий целиком). И дело не только в падении спроса и цен на материалы — они-то как раз уже начали восстанавливаться. Для промышленников не проходят бесследно высокие тарифы на электроэнергию, баснословная стоимость ее подключения, а также неподъемные цены на перевозку грузов.

Только за первый год кризиса — с осени 2008 года по осень 2009 — стоимость основных нерудных строительных материалов упала на 40-50%. И это притом, что цены на них не были «перегреты», как, например, на цемент. В такой ситуации участники рынка вынуждены были сокращать объемы выпуска продукции, проводить оптимизацию производства, останавливать вскрышные работы (предшествуют добыче материалов) и т. д. (см. «Не до жиру…» в «СНИП» №12, 2009 г.). С тех пор прошло немало времени, но ситуация почти не изменилась.
Электрический разряд
В прошлом году производство нерудных строительных материалов по отношению к уровню 2009 года подросло на 12,8% и составило 294,7 млн м3. Но это все еще на треть ниже объемов 2008 года: тогда было выпущено 427 млн м3.
В 2011 году позитивные тенденции, на первый взгляд, сохраняются: за I квартал нынешнего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого производство выросло на 23,1% — до 50,2 млн м3. В апреле выпуск продукции увеличился на 13% к уровню апреля прошлого года и составил 22,8 млн м3.
Однако, как считают эксперты, это временное улучшение. Острейшая проблема нерудной отрасли (как и российской промышленности в целом) — неконтролируемый рост энергетических тарифов. «Не так давно у нас проходило совещание в Ростовской области, — рассказывает «СНИПу» президент ассоциации производителей и потребителей природных строительных материалов «Недра» Александр Журавлев. — За 2010 год рост тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий ЮФО достиг 70%. В Калужской области тарифы увеличились в среднем на 50%. В других регионах обстановка тоже тяжелая».
При этом производство инертных материалов, как известно, очень энергоемкое. «Один электрический экскаватор потребляет 250 кВт энергии в час», — приводит пример Александр Журавлев. На предприятии в работе в среднем находится четырепять таких экскаваторов. Можно себе представить, сколько они «съедают» за 24 часа. Все эти затраты закладываются в цену продукции.
Напомним, один из декларируемых российским правительством приоритетов — сохранение невысоких цен на строительные материалы, необходимые для бюджетного строительства в Сочи и других городах. Надо ли говорить, что в сложившихся условиях такого курса придерживаться проблематично. «Продавать продукцию ниже себестоимости невозможно. Цена неминуемо продолжит расти вместе с ростом энергетических тарифов. В противном случае предприятия вынуждены будут уходить в убытки, закрываться, — рассуждает Александр Журавлев. — Да и как вообще можно сохранить цену неизменной, если только официальная инфляция составляет 8% в год?»
Удельный вес энергоносителей и топлива в себестоимости большинства разновидностей нерудной продукции достигает 40%, при этом электроэнергия подорожала за прошлый год на 70%, а дизельное топливо — на 30%. Это обеспечило рост себестоимости примерно на 20%. Рентабельность на лучших российских заводах природных материалов составляла в начале 2010 года не более 8-10%. Значит, если бы не рост цен на нерудные материалы, производство осуществлялось бы уже в убыток.
Мало того, что ежегодно растут тарифы на электроэнергию, так промышленные предприятия еще вынуждены вносить отдельную плату за подключение к мощностям. Чтобы подвести 1 МВт энергии, нужно заплатить порядка 15 млн рублей, рассказывают представители отрасли. Не желая мириться с таким положением вещей, предприятия вынуждены покупать собственные электрические и газогенераторные станции и самостоятельно вырабатывать электроэнергию.
Этой весной несколько промышленных ассоциаций страны подготовили коллективное обращение в правительство РФ с просьбой решить вопрос относительно электроэнергии. «Если правительство желает, чтобы в стране была своя промышленность стройматериалов, в том числе нерудная, оно должно оказать какое-то содействие в устранении проблемы. Сдержать рост тарифов и дать предприятиям возможность подключаться к энергетическим ресурсам бесплатно», — считает Александр Журавлев.
Частный извоз
Состояние нерудной промышленности усугубляют действия монополиста в сфере железнодорожных перевозок — ОАО «РЖД». Как известно, формально монополия в области грузоперевозок была ликвидирована: в 2007 году появилось ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), в 2010 году — ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК). Новые «независимые» игроки рынка получили большой простор для спекуляций в сфере тарифов. В сезон они объявляют об остром дефиците вагонного парка (впрочем, за определенное вознаграждение вагоны все-таки находят). В частности, по словам представителей нерудной отрасли, ПГК в летний период поднимает тарифы на 30-40% (вагонную составляющую) и только на таких условиях предоставляет вагоны. Само ОАО «РЖД» подобным образом действовать не могло, так как оно подконтрольно ФАС и ФСТ. Сегодня способ обойти контроль найден. ФАС уже неоднократно предупреждала ОАО «РЖД» о недопустимости подобных действий, но пока ничего не меняется.
Это, безусловно, ведет к колоссальному росту конечной стоимости продукции. По данным аналитиков, затраты на перевозку достигают 50% от окончательной стоимости щебня и 90% от стоимости песка. Впрочем, возможность заплатить находится не у всех производителей нерудных материалов. Как следствие, появляется достаточно большой объем невостребованного товара, предприятия теряют мощности, многие из них закрываются. И это практически во всех регионах страны. РЖД, понятное дело, от ответственности за происходящее полностью устранились.
Торжество абсурда
Другая серьезная проблема нерудной отрасли — конкуренция со стороны дешевого щебня, поступающего в РФ из Украины. Украинская продукция реализуется по демпинговым ценам: тонна щебня уже после перевозки в центральную часть России стоит на 100-200 рублей дешевле, чем местная продукция. И получается, что украинский щебень попросту выдавливает с рынка отечественного производителя.
Причин у такой ситуации несколько. Во-первых, себестоимость производства украинского щебня изначально ниже, чем российского (электроэнергия на Украине дешевле). Кроме того, тарифы на ж/д перевозки внутри страны-соседа значительно более доступны, а выход на европейскую часть РФ осуществляется по короткому пути. «В ЦФО влияние украинских поставщиков на рынок очень сильно. Из 10,5 млн м3 общего импорта в регион щебня и гравия 8,5 млн м3 в прошлом году пришлось на Украину», — отмечает пресс-секретарь компании «Базэл-Цемент» Светлана Андреева. Другие страны — импортеры нерудных материалов на российский рынок — Белоруссия и Абхазия, но их доли, соответственно, невелики.
В течение последних двух лет производители нерудных материалов неоднократно просили правительство и ФАС ввести заградительные пошлины на импортный щебень в размере 20-40%, но обращения успехом не увенчались. Например, год назад, в мае 2010 года, Минпромторг РФ отказал ОАО «Национальная нерудная компания» в просьбе ввести заградительную пошлину на импорт гранитного щебня из Украины. (В конце 2009 года аналогичный отказ получало ОАО «Гранит-Кузнечное» и т. д.) ОАО «Национальная нерудная компания» при поддержке российских производителей нерудных материалов и ассоциации «Недра» предлагало чиновникам установить специальную пошлину в размере 40% сроком на три года с целью «восстановить баланс транспортно-логистических затрат украинских и российских производителей». Ведомство мотивировало свой отказ тем, что российским производителям не удалось «доказать факт роста импорта» украинского щебня.
Ситуация сегодня остается такой же острой, как и год, и два назад. Вводить пошлины ФАС по-прежнему не собирается (соответствующих команд не поступает от правительства). Приходится констатировать: государство не стремится защитить собственного производителя.
Земельный террор
Но и этим список насущных проблем нерудной отрасли, увы, не исчерпывается. Существенное влияние на положение игроков данного рынка оказывает специфика пользования недрами и земельными участками. «Предприимчивые дельцы скупают земли по периметру действующих карьеров и, вымогая неимоверную плату за эти участки, практически останавливают работу предприятий, — рассказывает Александр Журавлев. — Даже если потом копать до центра земли, невозможно будет окупить затраты на приобретение этой земли». Вопрос уже ставился как на федеральном уровне, так и на региональных, но пока, к сожалению, никаких мер не принято.
Кроме того, действует еще один механизм «отъема денег» у предприятий. Раньше, в 80-90-е годы, заводы сами отвечали за свою хозяйственную деятельность, а за невыполнение соответствующих СНиПов и требований безопасности была предусмотрена уголовная ответственность руководителей. Сегодня уголовная ответственность осталась, но появилась масса фирм, которые берут на себя право определять, пригодно ли предприятие к эксплуатации, выдавая акт соответствующей экспертизы. Во многом эти организации находятся под эгидой Ростехнадзора, который их аккредитует. «Конечно, оказывается, что все предприятия пригодны к эксплуатации, нужно только заплатить, — рассказывает Александр Журавлев. — Стоимость услуг достигает 1 млн рублей за одну печать для среднего предприятия».
Естественно, средств на развитие (приобретение новой техники, технологий, расширение производства) после всех перечисленных поборов у заводов уже не остается.
Скупим за бесценок
По мнению специалистов, если правительство не примет кардинальных мер, упомянутые проблемы отрасли нерудных материалов приведут к серьезному спаду объемов производства. Пока эти горячо ожидаемые меры ограничиваются написанием стратегий развития промышленности, имеющих мало общего с реальностью (см. «Стратегическая важность»). Строительный комплекс окончательно еще не поднялся, надежды вызывает лишь заметно активизировавшееся и весьма актуальное для нерудников железнодорожное строительство. Но из-за существующих проблем программа дорожного строительства на текущий год тоже не будет освоена в полном объеме даже при условии выделения правительством обещанных средств, полагают эксперты. В то же время, если бы существующие барьеры были хоть в какойто мере сняты, рост объемов производства не заставил бы себя ждать, так как спрос, безусловно, есть. А значит, появилось бы и предложение.
Средняя цена на нерудные строительные материалы в апреле 2011 года выросла по отношению к уровню марта на 8% и составила 313 рублей за м3 (цена производителя без НДС и доставки). С начала года она увеличилась на 39,8%, говорится в отчете компании «СМПРО». Объясняются эти процессы, как уже говорилось выше, заметным ростом себестоимости.
Между тем промышленники столкнулись с явным непониманием ситуации со стороны правительства. В одном из своих выступлений премьер Владимир Путин отметил, что 245 рублей за тонну щебня для олимпийских строек — это слишком дорого, и дал поручение прокуратуре разобраться, «почему такая высокая цена». Возникает вопрос: откуда у премьера такие сведения? По словам Александра Журавлева, рыночная цена тонны щебня с учетом НДС и доставки, скажем, в Сочи составляет около 1 тыс. рублей. «Щебня по цене 245 рублей за тонну вообще не существует. В Ростовской области его себестоимость достигает в лучшем случае 200-220 рублей за тонну на месте, на предприятии, еще до перевозки кудалибо, и это при строжайшей экономии и средней зарплате по заводу 7 тыс. рублей», — утверждает эксперт.
«Инцидент с «завышением» цен на инертные материалы в Сочи послужил лакмусовой бумажкой того, насколько правительство «прислушивается» к игрокам данного рынка», — прокомментировал происходящее «СНИПу» один из производителей на условиях анонимности.
Увы, если высшие чины в ближайшем будущем не изменят своей политики относительно нерудных производств, множеству заводов грозит полнейший упадок.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВАЖНОСТЬ
ПОЛУЧИВШАЯ широкую известность «Стратегия развития промышленности строительных материалов до 2020 года» предусматривает, что в 2020 году ежегодный объем производства нерудных строительных материалов (НСМ) достигнет 1040 млн м3. «Такой огромный рост обоснован необходимостью производства 7,22 м3 НСМ на душу населения», — комментирует к. т. н., первый заместитель генерального директора ФГУП «ВНИПИИстромсырье» Олег Харо. Это притом, что в сравнительно благополучном для экономики 2008 году было произведено всего 427 млн м3. После этого произошел значительный спад производства.
«Необходимо отметить, что рост объемов производства НСМ за девять лет на 625,3 млн м3, то есть в полтора раза по сравнению с достигнутым в 2008 году уровнем, является нереальным по целому ряду причин. Даже если исходить из «инерционного» развития ситуации, при котором предполагается выпускать 819,5 млн м3, — считает Олег Харо. — При определении объемов потребления НСМ в 2020 году следует учитывать, что в РСФСР в 1989 году (год наибольшего объема производства) было выпущено 732 млн м3, и этот показатель до сих пор не достигнут». «Увеличить объем производства НСМ в три с лишним раза за девять лет нельзя, — соглашается президент ассоциации производителей и потребителей природных строительных материалов «Недра» Александр Журавлев. — Существующий рост энергетических тарифов и другие непреодолимые препятствия делают такое развитие невозможным».

ПЕРЕКРЫЛИ КИСЛОРОД
НА РАССМОТРЕНИИ В ФАС находится ходатайство ООО «Сбербанк Капитал» о приобретении 99% голосующих акций крупнейшего в России комбината гранитного щебня — ОАО «Павловскгранит», а также 100% голосующих акций ЗАО «Павловскгранит-ИНВЕСТ». Напомним, еще осенью 2010 года речь шла о переходе к Сбербанку лишь 51% акций данного воронежского комбината в счет реструктуризации кредита на 5 млрд рублей, предоставленного предприятию в августе 2008 года. Теперь разговор идет уже о компании целиком. Если ФАС даст свое согласие на сделку, то это поставит точку в затяжном судебном споре Сбербанка и «Павловскгранита».
Производительность завода «Павловскгранит» в лучшие годы доходила до 10-12 млн тонн щебня в год. Но в последнее время дела у него шли неважно. Во-первых, сказались общие проблемы нерудной отрасли. Во-вторых, полагают эксперты, против комбината велась целенаправленная рейдерская политика. Стабильным потребителем щебня с этого завода всегда была железная дорога — для ОАО «РЖД» с «Павловскгранита» отгружались очень большие объемы. Но теперь этот источник дохода для воронежского предприятия перестал существовать. «В частности, недавно Первая грузовая компания проводила тендер, на который подали свои документы ОАО «Гранит-Кузнечное» из Ленинградской области и «Павловскгранит».
Так вот, ПГК вообще исключила воронежского производителя из списка участников. Хотя они являются не посредниками, а прямыми производителями щебня, имеющими долгосрочные связи с РЖД, — рассказывает президент ассоциации «Недра» Александр Журавлев. При этом сами РЖД от ответственности за происходящее устранились, предоставив ПГК полную свободу. Ассоциация «Недра», в которую входит «Павловскгранит», обратилась с жалобой к президенту РФ Дмитрию Медведеву. ФАС по поручению президента возбудила дело. «К сожалению, сегодняшние реалии позволяют рейдерам, используя политические ресурсы, положить на лопатки любое предприятие. Для того чтобы разорить его и забрать себе, нужно всего лишь перекрыть ему пути сбыта продукции», — резюмирует Александр Журавлев.
